Задвижки и клапаны

Задвижки и клапаны

 

 

 

 

 

 

 

Задвижки и клапаны являются важной частью водозапорной арматуры, отвечающей за изоляцию и / или дозирование транспортируемого по трубопроводу потока.
Как задвижки, так и клапаны встречаются различных размеров, в зависимости от диаметра труб, нужд и размеров других вариантов запорной арматуры, примененной на конкретном объекте.

Отличие клапана (вентиля) от задвижки обусловлена конструкцией их запорных органов. В вентилях поток рабочей среды (жидкость или газ) перекрывается при помощи клапана, который прижимается к седлу в горизонтальных плоскостях, параллельных потоку, для чего производится двойной изгиб потока газа или жидкости под углом девяносто градусов. При этом повышается сопротивление. 

Конструктивное и функциональное отличие клапана и задвижки

Классификация задвижек

По форме затвора

  • клиновые:
    Жёсткий упругий клин обеспечивает высокую герметичность запорного органа, но только в случае, если угол клина точно совпадает с углом между сёдлами корпуса. Эффективно справляются с большими нагрузками благодаря специальной конструкции уплотнительных элементов штоков.
  • параллельные:
    Уплотнительные поверхности двух сёдел расположены параллельно друг другу. Затвор представлен двумя дисками, которые в положении «закрыто» прижимаются к сёдлам, тем самым перекрывая проход рабочей среде.
  • шиберные:
    В конструкции используется металлический клин (шибер), который предназначен для разрезания включений в жидкости. Широко применимы в вакуумной технике и в составе нефтегазовой арматуры. Основное назначение – это полное закрытие или открытие потока.
  • шланговые:
    Конструкция имеет принципиальные отличия: корпус без седел, а затвор без уплотнительных поверхностей. Внутри – эластичный шланг, который изолирует детали от рабочей среды. Служат для транспортировки вязких, пульпообразных и агрессивных сред.

По материалу корпуса

  • чугунные:
    Наиболее часто применяются в отрасли ЖКХ. Невысокая стоимость и ремонтопригодность – главные преимущества запорных устройств из чугуна.
  • из легированной, нержавеющей и углеродистой стали:
    Нашли своё применение в нефтепроводах и газопроводах при высоких температурах и давлении.
  • алюминиевые:
    Чаще всего используют там, где масса запорного устройства имеет большое значение.
  • латунные:
    Применяют на судах морского и речного флота.

По типу присоединения

  • фланцевые
  • межфланцевые
  • муфтовые
  • под приварку

Арматура фланцевая имеет присоединительные патрубки, снабженные фланцами. Фланцевое соединение допускает быструю замену изношенных деталей. Муфтовая арматура имеет муфты с внутренней резьбой.

По типу управления бывают задвижки:

  • с электроприводом,
  • с ручным управлением,
  • с пневмоприводом,
  • с гидроприводом.

Электрический привод арматуры служит для механизации и автоматизации технологических процессов и широко применяется во всех отраслях промышленности.
В отличие от электроприводов, пневматические приводы используются преимущественно для защитной (отсечной) арматуры.