Рельс – это фасонный профиль, который состоит из трех частей:
- Подошвы (основания)
- Шейки рельса
- Округлой или желобчатой выпуклой головки
Как правило, стандартный рельс имеет сечение двутавра.
Крановые рельсы (маркировка «КР») отличаются от ж/д рельса более толстой шейкой и меньшей высотой профиля, а также отличается по технике укладки рельсового пути.
- Крановые. Для укладки путей, по которым передвигается подъемный кран.
- Подкрановые – одни из самых массивных и тяжелых рельсов. Допускается укладка подкрановых рельсов в несколько рядов одновременно.
Как правило, крановые рельсы имеют длину от 4 до 12 метров. Рельс крановый с маркировкой КР80 производится по ГОСТу 4121-76 (ДСТУ 2484-94). Отличительной особенностью данного сортамента является наличие толстой стенки и более широкой плоскости опоры. Для упрощенной рихтовки рельсового пути рекомендуется крепление рельсов подвижным методом. КР80 производится из стали с высоким содержанием углерода марки К63, которой соответствует ГОСТ 4121-76 (ДСТУ 2484-94).
Рельсы крановые сортамента КР-100 укладываются по типу железнодорожных на специальное основание.
Кр-120 – это рельс, производимый по ГОСТу 4121-76 (ДСТУ 2484-94) из перлитной стали также с высоким содержанием в составе углерода. Вес кранового рельса КР-120 составляет 113,47 кг (из расчета на 1 м погонный), в высоту – 170 мм. Площадь поперечного сечения представленного сортамента – 40 мм, ширина подошвенного основания – 170 мм.
Если брать во внимание повышенный уровень износа крановых рельсов, то согласно СП 12-103-2002, износ конструкций не может быть более 15% по приведенному размеру профиля (горизонтальному или вертикальному) от номинального износа.
Рельсы крановые (подкрановые) сортаментов: Кр-70, КР-80, КР-100, КР-120, КР-140, изготавливают по нормативным данным ГОСТА 4121-96, так как изделия широко применяются для конструирования подкрановых путей с краном грузоподъемностью до 50 тонн.
В маркировке рельса К означает крановый, Р – рельс, соответственно, а цифра – ширину головки рельса в мм.
Стандартные величины КР (представлены в мм):
- 9, 9.5, 10, 10.5, 11, 11.5, 12
Диапазон 4-12 м считается немерной длиной.
КР производятся без стыковых отверстий, но если отверстия нужны заказчику, то данный случай нужно обсуждать заранее с конкретным заводом-производителем.
Стыковка рельсов крановых при укладке осуществляется методом электродуговой сварки или посредством стыковочных накладок. Если крепеж осуществляется болтовым способом, то в ход идут плоские шайбы и машиностроительные болты и гайки.
Требования к крановым (подкрановым) рельсам, согласно ГОСТу 4121-96:
- Полное отсутствие трещин
- Не допускаются раскатные загрязнения и флюкены, резко снижающие механические свойства стали
- Недопустимы следы раковин осадочных и прочего брака производства
- Торцы рельса должны быть обрезаны без зазубрин и сколов с ровным сечением
- Отклонение от симметричности поперечного сечения по вертикали не должно превышать 2 мм и 0,6 мм – в головке
- Внимание! Строго запрещено всевозможное заваривание дефектов
Конструкция и размеры
Таблица в миллиметрах
b |
b1 |
b2 |
s1 |
s2 |
h |
h1 |
h2 |
h3 |
h4 |
h5 |
R |
RА |
RБ |
r |
r1 |
r2 |
|
КР70 |
70,0 |
75,6 |
120,0 |
21,0 |
23,0 |
120,0 |
28,0 |
24,0 |
6,0 |
9,00 |
21,375 |
400,0 |
25,0 |
25,0 |
6 |
6 |
1,5 |
КР80 |
80,0 |
87,0 |
130,0 |
26,0 |
28,0 |
130,0 |
35,0 |
26,0 |
10,0 |
9,75 |
22,750 |
400,0 |
30,0 |
30,0 |
8 |
6 |
1,5 |
КР100 |
100,0 |
108,0 |
150,0 |
32,0 |
34,0 |
150,0 |
40,0 |
30,0 |
11,5 |
11,25 |
22,250 |
450,0 |
35,0 |
35,0 |
8 |
8 |
2,0 |
КР120 |
120,0 |
129,0 |
170,0 |
38,0 |
40,0 |
170,0 |
45,0 |
35,0 |
13,0 |
13,75 |
31,150 |
500,0 |
40,0 |
48,0 |
8 |
8 |
2,0 |
КР140 |
140,0 |
150,0 |
170,0 |
56,0 |
58,0 |
170,0 |
50,0 |
40,0 |
14,0 |
18,75 |
35,000 |
700,0 |
40,0 |
50,0 |
10 |
10 |
3,0 |
Таблица
Тип рельсов |
Площадь поперечного сечения рельса, см2 |
Справочные данные для осей Х–Х и Y–Y |
|||||||||
Расстояние до центра тяжести, см |
Моменты инерции, см4 |
Моменты сопротивления, см3 |
Масса 1 м рельса, кг |
||||||||
у1 |
у2 |
Ix |
Iу |
Ip |
Wp |
||||||
КР70 |
58,72 |
5,77 |
6,23 |
1040,18 |
281,71 |
1321,89 |
180,26 |
166,95 |
46,95 |
160,00 |
46,10 |
КР80 |
76,19 |
6,42 |
6,58 |
1504,57 |
438,96 |
1943,53 |
234,35 |
228,65 |
67,53 |
214,18 |
59,81 |
КР100 |
105,85 |
7,55 |
7,45 |
2768,43 |
858,99 |
3627,42 |
366,67 |
371,60 |
114,53 |
343,83 |
83,09 |
КР120 |
144,54 |
8,65 |
8,35 |
4754,83 |
1596,08 |
6350,91 |
549,69 |
569,43 |
187,76 |
527,92 |
113,47 |
КР140 |
180,51 |
8,70 |
8,30 |
5486,19 |
2484,75 |
7970,94 |
630,59 |
660,98 |
292,32 |
662,04 |
141,70 |
Примечание – Площадь поперечного сечения и справочные величины вычислены по номинальным размерам. При вычислении массы 1 м рельса плотность стали принята равной 7850 кг/м3 |
Крановые рельсы бывают следующей длины: мерной – 9,0; 9,5; 10,0; 10,5; 11,0; 11,5; 12,0 м; – немерной – от 4,0 до 12,0 м.
Крановые рельсы изготовляют без болтовых отверстий. По согласованию изготовителя с потребителем рельсы изготовляют с отверстиями на одном или обоих концах.
Технические требования
Рельсы крановые должны быть изготовлены из углеродистой стали марки 63, химический состав которой по плавочному анализу должен соответствовать указанному в таблице.
В процентах
Массовая доля элементов |
|||||||||
Углерод |
Марганец |
Кремний |
Сера |
Фосфор |
Мышьяк |
Хром |
Никель |
Медь |
|
не более |
|||||||||
63 |
0,53-0,73 |
0,60-1,00 |
0,15-0,35 |
0,050 |
0,050 |
0,08 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
Примечания
1 Массовая доля хрома, никеля, меди и мышьяка в стали обеспечивается предприятием-изготовителем и определяется по требованию потребителя. 2 По согласованию изготовителя с потребителем массовая доля углерода должна быть в пределах 0,54-0,72 %, массовая доля серы и фосфора не должна превышать 0,045 % (каждого элемента). |