Рельсы крановые стальные

Рельсы – это металлические балки с определенным сечением, которые производятся из сортового проката и имеют отраслевое назначение. Основная задача рельсов – направление колес рельсового транспорта и принятие на себя нагрузки с ее последующим распределением на нижние элементы верхнего рельсового пути. А в случае применения составов в зонах с электрической тягой, рельсы также выполняют функцию проводника тока или проводников зон с автоблокировкой.
Рельс – это фасонный профиль, который состоит из трех частей:

  • Подошвы (основания)
  • Шейки рельса
  • Округлой или желобчатой выпуклой головки

Как правило, стандартный рельс имеет сечение двутавра.
Крановые рельсы (маркировка «КР») отличаются от ж/д рельса более толстой шейкой и меньшей высотой профиля, а также отличается по технике укладки рельсового пути.

  • Крановые. Для укладки путей, по которым передвигается подъемный кран.
  • Подкрановые – одни из самых массивных и тяжелых рельсов. Допускается укладка подкрановых рельсов в несколько рядов одновременно.

Как правило, крановые рельсы имеют длину от 4 до 12 метров. Рельс крановый с маркировкой КР80 производится по ГОСТу 4121-76 (ДСТУ 2484-94). Отличительной особенностью данного сортамента является наличие толстой стенки и более широкой плоскости опоры. Для упрощенной рихтовки рельсового пути рекомендуется крепление рельсов подвижным методом. КР80 производится из стали с высоким содержанием углерода марки К63, которой соответствует ГОСТ 4121-76 (ДСТУ 2484-94).
Рельсы крановые сортамента КР-100 укладываются по типу железнодорожных на специальное основание.
Кр-120 – это рельс, производимый по ГОСТу 4121-76 (ДСТУ 2484-94) из перлитной стали также с высоким содержанием в составе углерода. Вес кранового рельса КР-120 составляет 113,47 кг (из расчета на 1 м погонный), в высоту – 170 мм. Площадь поперечного сечения представленного сортамента – 40 мм, ширина подошвенного основания – 170 мм.
Если брать во внимание повышенный уровень износа крановых рельсов, то согласно СП 12-103-2002, износ конструкций не может быть более 15% по приведенному размеру профиля (горизонтальному или вертикальному) от номинального износа.
Рельсы крановые (подкрановые) сортаментов: Кр-70, КР-80, КР-100, КР-120, КР-140, изготавливают по нормативным данным ГОСТА 4121-96, так как изделия широко применяются для конструирования подкрановых путей с краном грузоподъемностью до 50 тонн.
В маркировке рельса К означает крановый, Р – рельс, соответственно, а цифра – ширину головки рельса в мм.
Стандартные величины КР (представлены в мм):

  • 9, 9.5, 10, 10.5, 11, 11.5, 12

Диапазон 4-12 м считается немерной длиной.
КР производятся без стыковых отверстий, но если отверстия нужны заказчику, то данный случай нужно обсуждать заранее с конкретным заводом-производителем.
Стыковка рельсов крановых при укладке осуществляется методом электродуговой сварки или посредством стыковочных накладок. Если крепеж осуществляется болтовым способом, то в ход идут плоские шайбы и машиностроительные болты и гайки.
Требования к крановым (подкрановым) рельсам, согласно ГОСТу 4121-96:

  • Полное отсутствие трещин
  • Не допускаются раскатные загрязнения и флюкены, резко снижающие механические свойства стали
  • Недопустимы следы раковин осадочных и прочего брака производства
  • Торцы рельса должны быть обрезаны без зазубрин и сколов с ровным сечением
  • Отклонение от симметричности поперечного сечения по вертикали не должно превышать 2 мм и 0,6 мм – в головке
  • Внимание! Строго запрещено всевозможное заваривание дефектов

Конструкция и размеры

Рельсы крановые КР-70, КР-80, КР-100, КР-120, КР-140

Таблица в миллиметрах 

Тип рельсов

b

b1

b2

s1

s2

h

h1

h2

h3

h4

h5

R

RА

RБ

r

r1

r2

КР70

70,0

75,6

120,0

21,0

23,0

120,0

28,0

24,0

6,0

9,00

21,375

400,0

25,0

25,0

6

6

1,5

КР80

80,0

87,0

130,0

26,0

28,0

130,0

35,0

26,0

10,0

9,75

22,750

400,0

30,0

30,0

8

6

1,5

КР100

100,0

108,0

150,0

32,0

34,0

150,0

40,0

30,0

11,5

11,25

22,250

450,0

35,0

35,0

8

8

2,0

КР120

120,0

129,0

170,0

38,0

40,0

170,0

45,0

35,0

13,0

13,75

31,150

500,0

40,0

48,0

8

8

2,0

КР140

140,0

150,0

170,0

56,0

58,0

170,0

50,0

40,0

14,0

18,75

35,000

700,0

40,0

50,0

10

10

3,0

Таблица 

Тип рельсов

Площадь поперечного сечения рельса, см2

Справочные данные для осей ХХ и YY

Расстояние до центра тяжести, см

Моменты инерции, см4

Моменты сопротивления, см3

Масса 1 м рельса, кг

у1

у2

Ix

Iу

Ip

     

Wp

КР70

58,72

5,77

6,23

1040,18

281,71

1321,89

180,26

166,95

46,95

160,00

46,10

КР80

76,19

6,42

6,58

1504,57

438,96

1943,53

234,35

228,65

67,53

214,18

59,81

КР100

105,85

7,55

7,45

2768,43

858,99

3627,42

366,67

371,60

114,53

343,83

83,09

КР120

144,54

8,65

8,35

4754,83

1596,08

6350,91

549,69

569,43

187,76

527,92

113,47

КР140

180,51

8,70

8,30

5486,19

2484,75

7970,94

630,59

660,98

292,32

662,04

141,70

Примечание – Площадь поперечного сечения и справочные величины вычислены по номинальным размерам. При вычислении массы 1 м рельса плотность стали принята равной 7850 кг/м3

Крановые рельсы бывают следующей длины: мерной – 9,0; 9,5; 10,0; 10,5; 11,0; 11,5; 12,0 м; – немерной – от 4,0 до 12,0 м. 

Крановые рельсы изготовляют без болтовых отверстий. По согласованию изготовителя с потребителем рельсы изготовляют с отверстиями на одном или обоих концах.

Технические требования

Рельсы крановые должны быть изготовлены из углеродистой стали марки 63, химический состав которой по плавочному анализу должен соответствовать указанному в таблице. 

В процентах 

Марка стали

Массовая доля элементов

Углерод

Марганец

Кремний

Сера

Фосфор

Мышьяк

Хром

Никель

Медь

не более

63

0,53-0,73

0,60-1,00

0,15-0,35

0,050

0,050

0,08

0,30

0,30

0,30

Примечания

1 Массовая доля хрома, никеля, меди и мышьяка в стали обеспечивается предприятием-изготовителем и определяется по требованию потребителя.

2 По согласованию изготовителя с потребителем массовая доля углерода должна быть в пределах 0,54-0,72 %, массовая доля серы и фосфора не должна превышать 0,045 % (каждого элемента).