Рельсы железнодорожные стальные

Рельсы – это металлические балки с определенным сечением, которые производятся из сортового проката и имеют отраслевое назначение. Основная задача рельсов – направление колес рельсового транспорта и принятие на себя нагрузки с ее последующим распределением на нижние элементы верхнего рельсового пути. А в случае применения составов в зонах с электрической тягой, рельсы также выполняют функцию проводника тока или проводников зон с автоблокировкой.
Рельс – это фасонный профиль, который состоит из трех частей:

  • Подошвы (основания)
  • Шейки рельса
  • Округлой или желобчатой выпуклой головки

Как правило, стандартный рельс имеет сечение двутавра.
Рельсы с маркировкой «Р» – ж/д рельсы, рассчитанные для перемещения по ним подвижного ж/д состава, трамваев метро, а также специальных подвижных составов в шахтах, выработках и карьерах. Цифра, которая стоит после буквы Р в маркировке, означает приблизительный вес одного погонного метра рельса. Регламентированная ГОСТом маркировка подразумевает приблизительные значения, округленные до единицы. К примеру, метровый рельс массой 59,7 кг, обозначается как Р60.
Криволинейное очертание выпуклой головки предназначено для передачи оказываемого давления, средняя часть головки, прокатываясь по радиусу 500 мм, переходит в радиальное значение 80 мм и 15 мм, соответственно. Боковые грани головки имеют наклонную поверхность1:20, а нижние и верхняя сторона подошвы 1:4 (опорные поверхности стыковых накладок имеют такое же соотношение пропорции).
В основном, для производства рельсов, используется углеродистая сталь, ее структура и особенности придают готовым изделиям долговечность и надежность.
На сегодня распространено производство рельсов следующих типов:

  • ж/д рельсы – один из самых распространенных и востребованных видов (вес 1 м рельса данного типа составляет от 50 до 65 кг, а допустимая длина – от 12, до 50 м)
  • рельсы для узкоколейки (востребованы для создания более узкого межрельсового проема). Находят применение в горнодобывающей промышленности в труднопроходимых местах и узких проемах. Р18 и Р24 (ГОСТ 6368-82)
  • рудничные рельсы. Применяются при укладке путей бесстыковым способом, а также не менее популярны и востребованы в промышленной отрасли. Рельс Р43, изготовленный по ГОСТу Р 51685-2000
  • Трамвайные. Такие рельсы из-за расчета на небольшую загруженность, имеют относительно небольшой вес, поэтому имеют не такой длительный срок службы, как, например, железнодорожные
  • Крановые. Для укладки путей, по которым передвигается подъемный кран.
  • Подкрановые – одни из самых массивных и тяжелых рельсов. Допускается укладка подкрановых рельсов в несколько рядов одновременно.
  • Рамные – применяются в местах возведения переводных конструкций.
  • Контррельсовые – для укладки верхних конструкций железнодорожных путей.
  • Остряковые (ОР43). Сфера применения – возведение железнодорожных путей.
  • Рельсы сортамента Р50, Р65 (Гост Р 51685-2000) используются на стандартных железных дорогах различной грузовой нагрузки (от 10 до 75 млн.ткм/км в год). Они обеспечивают бесперебойное скоростное движение транспорта. Рельсы сортамента Р50 используются для малых нагрузок.

Правильно и профессионально проложенные рельсы, которые соответствуют своему назначению и уровню нагрузки, гарантируют не только безопасное движение, но и бесперебойную работу всей конструкции долгие годы.
Контроль качества и соответствие стандартам и ГОСТам осуществляет также маркировка рельсов на заводах-изготовителях.
Существует два типа заводской маркировки: постоянная (клеймо) и временная (нанесение маркировки лакокрасочным покрытием). Первая буква на клейме – это всегда название завода. Римскими цифрами обозначается дата производства (месяц и год – две последние цифры). Стрелкой обозначается головной конец рельса.
Вдоль оси каждого рельса наносится номер планки.
Далее на одном из торцов рельса наносится клеймо:

  • Для рельсов первого сорта «Ключи молоток», «Серп и молот»
  • Для рельсов второго сорта два знака, два керна – «Ключ и молоток»
  • Также наносится знак закалки рельса (если закалены торцы – К, если рельс по длине – З
  • Далее клеймятся знаки головных и донных рельсов (I – прокатка головной части слитка, Х – прокатка произведена из донной части)
  • Красками наносят дополнительную маркировку, если хотят сделать отметки и особые указания (на рельсы первого сорта – голубой краской на первую группу, белой – на вторую группу)
  • Рельсы класса I маркируются поперечной полоской фисташкового колера в верхней четверти, I I класса – желтой поперечной полоской.
  • На торцах, которые выходят за пределы стандартов, выбиваются три керна, а торцы окрашиваются темно-синим несмываемым колером.

Размеры и конструкция
Контролируемые размеры рельсов (форма и поперечное сечение) должны совпадать с установленными стандартами, которые приведены ниже в таблице и рисунке. Если есть отклонения от нормы, то они не должны выходить за рамки указанных допустимых значений.

Основные размеры поперечного сечения рельса

Таблица в миллиметрах 

Наименование размера поперечного сечения

Значение размера для типа рельса

Р50

Р65

Р65К

Р75

Высота рельса H

152

180

181

192

Высота шейки h

83

105

105

104

Ширина головки b

72

75

75

75

Ширина подошвы B

132

150

150

150

Толщина шейки e

16

18

18

20

Высота пера m

10,5

11,2

11,2

13,5

Таблица в миллиметрах 

Наименование показателя

Допускаемое отклонение размера и формы поперечного сечения для типа и категории рельса

Р50

Р65, Р75

Р65К

В

Т1,Т2, H

В

Т1,Т2, H

В

Т1,т2, Н

Ширина головки b

±0,4

±0,5

±0,4

±0,5

±0,4

±0,5

Ширина подошвы B

±0,8

±1,0

±0,8

+1,0
-1,5

±0,8

+1,0
-2,0

Толщина шейки e

±0,4

+0,8
-0,5

±0,4

+0,8
-0,5

±0,4

+0,8
-0,5

Высота рельса H

+0,6
-0,5

+0,8
-0,5

±0,6

±0,8

±0,6

+1,3
-1,0

Высота пера m

±0,5

+1,0
-0,5

±0,5

+1,0
-0,5

±0,5

±1,0

Высота шейки рельса h

+0,3
-0,5

+0,3
-0,7

Отклонение формы поверхности катания головки от номинальной (по оси симметрии)

±0,3

±0,5

±0,3

±0,5

Не нормируется

Выпуклость подошвы (равномерная)

0,3

0,5

0,3

0,5

0,3

0,5

Вогнутость подошвы

Не допускается

Отклонение профиля от симметричности (асимметричность)

±1,0

±1,2

±1,0

±1,3

±1,0

±1,3

Расположение, количество и диаметр болтовых отверстий в шейке на концах рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке и в таблице. По согласованию сторон рельсы могут быть изготовлены с другим расположением, количеством и диаметром болтовых отверстий. 

Расположение, количество и диаметр болтовых отверстий в шейке на концах рельсов

                                                                            Расположение болтовых отверстий 

Размеры в миллиметрах 

Тип рельса

Значение размера

Допускаемое отклонение для рельса категории

d

t

l1

l2

l3

В

Т1,Т2, Н

Р50

34

68,5

66

216

356

±0,8

±1,0

Р65, Р65К

36

78,5

96

316

446

Р75

36

80,4

96

316

446

Таблица размеров железнодорожных рельсов

Тип В, мм В1, мм Н, мм s, мм масса 1 пог. м., кг
Р-8 54 25 65 7 8,42
Р-11 56 32 80,5   11,8
Р-18 80 40 90 10 17,91
Р-24 92 51 108 10,5 24,9
Р-33 110 60 128 12 33,416
Р-38 114 68 135 13 38,416
Р-43 114 70 140 14,5 44,653
Р-50 132 72 152 16 51,67
Р-65 150 175 180 18 64,72
Р-75 150 75 192 20 74,41