Данный тип продукции отвечает за дозирование и изоляцию транспортируемого содержимого магистральных трубопроводов. Существует два основных вида запорной арматуры – это клапаны и задвижки. В зависимости от диаметральных параметров конкретного участка трубы, данные изделия также бывают различного диаметра и размера.
Задвижка (вентиль) не только перекрывает поток полностью, но также регулирует силу его напора.
Сфера применения:
- Системы водоснабжения и теплотрассы
- Вентиляционные системы и газопроводы
- При транспортировке различных агрессивных сред (бензина, абразивов и пр.)
- Обустройство систем пожаротушения
- Нефтедобывающая промышленность
Преимущества конструкции представленной запорной арматуры:
- Небольшие размеры и относительно малый вес
- Простота и доступность ремонта, а также возможность замены необходимых элементов
- Простота конструкции изделия в целом (малое количество элементов)
- Возможность применения в трубопроводах большого диаметра
.
Разновидности запорной арматуры по различным (основным) признакам:
По форме:
- Клиновые (повышенный уровень герметичности запорного сегмента гарантирует в данном случае упругий клин высокой жесткости, совпадая по углу с сёдлами самого корпуса).
- Параллельные (поверхности сёдел-уплотнителей располагаются параллельно друг другу), а сам конструкция затвора представлена дисками, прижимающимися к сёдлам в закрытом положении, перекрывая проход содержимому.
- Шиберные (клиновые). В конструкции данного типа затвора имеется клин из металла, целью которого является разрезание включений в жидкости, а также полное закрытие или открытие потока. Широкое применение данный вид затвора нашел в нефтегазовой арматуре и производстве вакуумной техники.
- Шланговый затвор (принципиально отличается от всех вышеперечисленных видов отсутствием сёдел и уплотнительных поверхностей. Конструктивно состоит из шланга повышенной эластичности, изолирующего детали от рабочих сред. Используется для транспортировки агрессивных сред, а также вязкого и пульпообразного содержимого трубопровода.
По материалу:
- Из латуни (используются в судоходной промышленности речного и морского флота)
- Из алюминия (используются, в основном в тех сферах, где существенным требованием выступает масса запорного элемента)
- Из различных марок стали (легированной, аустенитной и углеродсодержащей). Используются при воздействии высокого давления и высоких температурных показателей, в основном на магистральных газо- и нефтепроводах
- Из чугуна (одни из самых распространнеых видов затвора в области бытового обслуживания и ЖКХ). Популярность данных затворов объясняется невысокой стоимостью и ремонтоспособностью, что крайне важно в данной сфере.
По типу крепления:
- Приварные
- Муфтового типа (наличие муфты с резьбой внутреннего плана)
- Фланцевого (с наличием патрубка присоединительного с фланцем в конструкции) и межфланцевого типа
По способу управления:
- Ручные затворы
- Электроприводные (автоматизирует процесс управления и применяется в различных отраслях промышленности)
- Пневмоприводные (для отсечной арматуры)
- Гидропроводные.